Балет в Вятке: вчера, сегодня и всегда

Балет в Вятке: вчера, сегодня и всегда

25.05.2011

Балетная школа появилась в Кирове в 1960 году, и почти одновременно родился народный театр балета. Это «незаконное дитя профсоюзов» оказалось на удивление живучим. Театр ныне муниципальный. Его душой и вдохновителем остается Валентина Николаевна Корепанова.

…Зрительный зал встал, приветствуя юбиляра, — 75 лет со дня рождения, 50 лет творческой деятельности. В этот воскресный вечер в областной филармонии собрались многочисленные ученики В.Н. Корепановой, ее сподвижники и зрители, для которых каждая премьера театра балета становилась счастливым событием, возвышающим душу.
“Жизель” и “Кармен”, “Щелкунчик” и “Спящая красавица”, “Привал кавалерии”, “Собор Парижской Богоматери”…
Захватывает творческий жар, энергия мощным потоком льется со сцены в зал. Пленяют юность, энтузиазм исполнителей.
Ныне в Киров охотно приезжают и солисты из Перми, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга. Они — профессионалы — танцуют рядом с любителями.
Феномен нашего театра балета… В чем его загадка, тайна, секрет долголетия?

— Мне кажется, что главное — самоотдача, — говорит В.Н. Корепанова. — Первые солисты нашего театра пришли “с улицы” — работали на заводах, были школьниками, студентами. Репетиции затягивались далеко за полночь, выходные дни тоже были наши. Мы были фанатами балета, такими, наверное, и остались. Рождение спектакля всегда чудо, когда из хаоса находок и огорчений, жесткого тренинга вдруг рождается потрясение. Помню репетиции “Собора” с Натальей Посаженниковой, Виктором Пестовым, Владимиром Ольковым. Для преподавателя как-то даже неловко, но, признаюсь, убегала в кулисы, не могла сдержать слез. В моих учениках жил и горел творческий дар.

— Набор в школу классического танца происходит ежегодно. Как угадать в пятилетнем ребенке задатки балетного артиста? Что главное — талант, труд?
— Люблю трудоголиков. Бывает, физические данные превосходны. Но характера нет, не “тянет” человек, лодырничает — и результата нет. Балет — тяжелый, порой изнурительный труд.
Всегда помню Танечку Суворову. Едва приняли ее — худенькая, в ногах силы нет. Но как работала! Стала лучшей Царь-девицей в “Коньке-Горбунке”.
В Ленинграде на юбилее балетмейстера Леонида Михайловича Молодяшина (целых 13 лет он был постановщиком наших спектаклей) Таня танцевала фею Драже в “Спящей красавице” и показала серию двойных туров. Ветераны Михайловского балетного театра были поражены: “Жемчужина! Ей место в профессиональном театре”.
Жаль, не сложилось… Таня ушла из балета, но не разлюбила его. Сейчас у меня в классе занимается ее внучка.
— Для многих ваших учеников балет остался светлым воспоминанием юности. Но немало и тех, для кого искусство танца стало профессией. Ваша трогательная Жизель — Елена Шерстобитова ныне преподает хореографию в Канаде. В 16 лет исполнила партию Заремы у нас в “Бахчисарайском фонтане” Любовь Мартынюк. Позднее она много лет танцевала в знаменитом балете Бориса Эйфмана, стала талантливым педагогом-репетитором.
Роман Жаворонков был у вас и Принцем в “Щелкунчике”, и Тореадором в “Кармен” — он позднее объездил с гастролями Россию и страны Скандинавии.
Мария Погудина ведет модельный бизнес и преподает хореографию в Иордании. Ваши выпускники работают в Италии, Польше, Греции, во многих городах нашей страны…
— Это счастливое сочетание труда, воли, таланта. Лучших  мы “отдаем” в хореографические училища. Другие начинают преподавать в нашей школе классического танца. Всех помню, жизнь многих проходит на моих глазах. Но нового набора всегда ждешь с надеждой. Помню, в Дом культуры “Авангард” на просмотр пришли почти тысяча человек.
— Была на ваших репетициях в старом “Авангарде”. Сырые потолки, штукатурка сыпалась. Жесткий “небалетный” пол, драные тапочки солистов. Негде было и купить балетную обувь — берегли ее только для выхода на сцену. Исхитрялись — шили и перешивали костюмы…
Как вы выдержали кризисные годы? Как удалось сохранить коллектив?

— Со мной работала команда единомышленников. В ранние годы балетной школой руководила Мария Васильевна Беляева. Сманила ее из Дворца пионеров. Много лет решала невыполнимые, казалось, задачи по артистическим костюмам талантливый художник театра Валентина Николаевна Мерзлякова. И сейчас рядом со мной прекрасный педагог-репетитор Елена Павловна Якимова и молодежь, преданная делу.
Всегда у театра находились приверженцы и поклонники. Страстно болели за нас родители учеников.
В момент рождения балетной школы поверил в нас тогдашний руководитель областного совета профсоюзов Евгений Николаевич Некрасов. С его благословения прошла и стажировку в знаменитом Вагановском училище, в Пермском театре оперы и балета.
Теперь мы — муниципальный театр балета. Городские власти меняются, театр остается. Ему не дают пропасть.
— Вы, Валентина Николаевна, с красным дипломом окончили филфак Кировского пединститута. Но уже в десятилетнем возрасте поставили свою первую танцевальную сценку. Всю жизнь учились, стали профессионалом.
…Не было соблазна уйти с многотрудной должности художественного руководителя и “просто танцевать”?

— Были предложения. И в Перм¬ское хореографическое училище, и в ансамбль Балтийского флота — мы туда ездили с концертами.
Но судьбу, говорят, не обойдешь, не объедешь. Ни о чем не жалею. И люди встречались на пути те самые, и дело жизни сложилось.
— Сложилась и “балетная династия”. Ваша дочь Наталья, выросшая, как говорят, за кулисами театра, сейчас успешно преподает хореографию в Мурманске. Внучка Ольга танцевала в нашем театре балета, а ныне закончила два института — в Москве и Стокгольме.
— И правнучки уже танцуют! Так совпало. У меня юбилей, а Натали и Эмилия впервые танцуют на открытом уроке балетной студии Стокгольма.
На юбилее заслуженного работника культуры России, отличника народного просвещения В.Н. Корепанову приветствовали заместитель председателя правительства области А.А. Галицких, представители властей города Кирова и творческих коллективов.
Поздравления сменялись концертными номерами. Во втором отделении был дан фрагмент из балета Минкуса “Дон Кихот”, премьера которого состоялась в апреле при аншлаге и с энтузиазмом была встречена зрителями.

 

Светлана ШЕШИНА, «Вятский край»

Поделиться в соцсетях: